Верования народов Тропической Африки

03.08.2014

Все традиционные религии народов Африки подразумевают веру в мистические превращения, осуществляемые избранными или посвященными лицами, владеющими магической силой. Это ведуны и чародеи, колдуны и оборотни, заклинатели и хранители, а также священные цари и мужчины, прошедшие обряды инициации. Это культовые люди, использующие свою магическую силу на благо народа или во вред ему.

Африканцы верят, что магической силой могут обладать не только отдельные люди, но и окружающие их явления, предметы действительности. Она может принадлежать земле, небу, воде, металлическим орудиям труда и оружию, крупному рогатому скоту. Это, разумеется, зависит от вида трудовой деятельности: у охотников — оружию, у земледельцев — земле и воде, у скотоводов — определенному виду животных.

Тотемизм основан на вере в сверхъестественную связь и родство людей с животными или растениями. Очень многие народности Тропической Африки представляют своего первопредка в образе мифического человека-растения или человека-животного. Его окружают сакральным почитанием, преподносят жертвоприношения, заботятся о нем, как о живом существе, относятся как к покровителю и родоначальнику. До середины XX века во многих племенах сохранялись строгие запреты (так называемые табу), которые каждый член общества должен был неукоснительно соблюдать. По неписаным общинным законам запрещалось убивать тотемное животное, использовать его мясо в пищу, не разрешалось вступать в брак с представителями такой же тотемной группы.

У африканских народов обычно названия тотемных животных или растений присваивались родам. У йоруба существуют роды слона, обезьяны, барана; у бушменов — быка, газели; у кпелле — пальмы, табака, леопарда; у динка и нуэр — пчелы, змеи, черепахи. В наше время пережитки тотемизма сохраняются у многих народов.

В Тропической Африке чрезвычайно распространены такие религиозные системы, как колдовство, ведовство, магия (чародейство), которые не имеют обособленного характера, а представляют собой устойчивые сочетания с другими религиями. Это совокупность определенных действий и приемов, способных непостижимым образом в форме принуждения вызывать необходимую реакцию объектов фантастического или реального мира.

Исследователям приходится признать, что такие верования в Африке существуют и сейчас. Причем культы такого рода становятся все более закрытыми и вредоносными. В отдаленных от городов районах, мелких поселениях, оторванных от цивилизации, вся трудовая деятельность (земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, ремесла и др.) и основные этапы человеческой жизни от рождения до смерти сопровождаются ритуальной магией. В городах распространены случаи расправы с политическими противниками с помощью магии вуду или кражи их сакральных фетишей.

Большая часть населения не воспринимает смерть как естественный физиологический процесс, а считает ее результатом действия колдовства. Каннибализм (людоедство) тесно связан с проведением ритуала, призванного ослабить могущество врага, колдуна или присвоить себе ка-кую-то часть его мощи. С этой целью совершалось торжественное поедание кожи лба и губ противника. До сегодняшнего дня повсеместно сохраняется вера в амулеты и талисманы, которые способны отвести от человека любую беду.

В представлении людей колдуны, ведуны и чародеи — единая враждебная человеку сила. Но, справедливости ради, этих служителей темных религиозных культов следует различать. Первую ступень, высшую, составляют ведуны. Они обладают данной от рождения магической вредоносной силой, позволяющей им наводить порчу без использования ритуальных или магических обрядов, заклинаний и т. д. Они действуют на уровне психики, сознания, подсознания. Это мощные энергетики.

Жрецы, знахари, гадатели являются простыми служителями культа. Ученые пришли к выводу, что они представляют официальный, законный способ связи с другим миром — потусторонним. Этот способ принимается и понимается обществом. Ведуны же осуществляют незаконное вторжение сверхъестественного в мир людей. И ведовство, и колдовство оказывают огромное влияние на сознание человека и никуда до сих пор не исчезли.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»