Тропическая Африка. Выбор имени

07.01.2017

Наречение именем представляло собой вторую обрядовую ступень. Следует сказать, что привычного для нас тройного имени, включающего собственно имя, отчество и фамилию, у африканских народов не существует. Имя у них несет в себе некий сакральный и социальный смысл.

До присвоения имени ребенок не считался личностью, а рассматривался как еще не вполне сложившийся человек. Имена могли меняться очень часто, чему способствовали определенные изменения, происходившие в социальном статусе людей: во время инициаций, при замужестве, смерти родственника, получении верховного титула.

Например, любой балунда мог сменить в течение жизни свое имя не менее 4 раз. Самым первым было джина диа кукувуала — имя, полученное от отца или матери в течение 3 дней после рождения. Обычно это было имя предка — деда, прадеда, духа-покровителя. Если ребенок рос нездоровым или несчастливым, покровителя меняли, что выражалось в переименовании. Если в день рождения происходили серьезные природные катаклизмы, ребенок получал соответствующее явлению имя (дождь, засуха, буря). Нередко имя давалось по характерному поведению ребенка в первые 6 месяцев жизни.

Вторым было джина диа муканде — имя, которое давали во время инициаций. Это происходило в 12-13 лет. Обычно это было имя ритуального покровителя, отца.

Третье, взрослое, имя — джина диа мукулумпи — присваивали через 5 лет после инициаций, в 17-18 лет. Оно связывалось с совершеннолетием и могло остаться на всю жизнь. Такое имя могло быть прежним, детским, если родителей устраивали отношения с духом-покровителем. В противном случае его легко заменяли другим.

Существовало понятие подчиненного имени (джина диа севана), когда уже не детям, а взрослым людям давали имя умершего близкого человека, которое способствовало сохранению кровной связи с его духом.

У балунда правитель деревни или другое официальное лицо присваивали себе имя вождя, основавшего поселение. Если при смене правителей это происходило в течение нескольких поколений, то есть имя вождя было одним и тем же, оно непременно перерастало в титул. Именно так возникли титулы муато ямво и ньими у балунда и бакуба. Напомним еще раз, что это собственные имена первых правителей древних государств этих народов. В настоящее время распространены сочетания личного имени правителя с его титулом.

Народы, населявшие бассейн реки Конго, имели по несколько имен, могли неоднократно менять их, но одно было постоянным — личное имя. Имена их правителей содержали и почетные прозвища, которые со временем превращались в титулы.

Батеке сохраняли личное имя в течение всей жизни, но оно давалось ребенку только в тот момент, когда он в первый раз сам, без посторонней помощи приносил воду матери. До этого мальчиков называли просто нга-алибео, а девочек — нтосюоно. В некоторых случаях к этим нейтральным значениям присоединяли имена их родителей.

Малагасийцы давали детям имена в день первой стрижки волос. При этом существенное значение имели многие факторы рождения: совершившееся в этот день важное событие или природное явление, название или особые свойства календарного месяца, имена умерших старших братьев и сестер, характер ребенка, обстоятельства его появления на свет, мечты родителей. Ребенка могли, например, назвать Желанный, Спокойный, Зажиточный. Существовали имена, производные от иностранных.

У ашанти и других народов, населявших побережье Гвинейского залива, ребенку давали имя на шестой день. Присваивали обычно два имени: первое было обязательным и соответствовало дню недели, в который родился младенец (просто среда, пятница, воскресенье, но мальчики и девочки носили разные имена), второе являлось традиционным, христианским, имело название страны или события. Например, Кваку Гана: Кваку -мальчик, среда, Гана - страна; Амма Гана: девочка, суббота, страна.

Как правило, человек получал новое имя, когда совершались крутые перемены в его жизни. Обычно это происходило при рождении детей и присвоении титула.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»