СФИНКС

09.12.2014

Главная часть храма оканчивалась здесь, имея тысячу сто семьдесят футов длины, не включая ряда сфинксов, находившегося напротив его наружного пилона, близ особого святилища, пристроенного Рамсесом II прямо к самой задней стене храма и по той же оси, но расположенного таким образом, что вход в него был на противоположной стороне.

Рамсес II не только расширял храм пристройками и украшал его всякими способами, но проложил к нему широкую аллею, окаймленную двумя рядами сфинксов с бараньей головой и ведущую к величественному пропилону, построенному много времени спустя греческим царем Египта Птолемеем III.

Рамсес Великий простер свои завоевания от Северной Сирии до пределов Триполи и от нильской дельты до Донголы, лежащей в стране черных. Он жил в Фивах меньше своих предшественников и, желая обратить больше внимания на управление дельтой и торговлю между Египтом и цивилизованными государствами греческих островов, основал свою столицу в Танисе к юго-западу от нынешнего Порт-Саида.

Некоторые из царей двадцатой или последней Фивской династии украшали и расширяли монументы Карнака, а именно Рамсес III и в меньшей степени Рамсес IV и XII. Во время царствования последнего Рамсеса власть жрецов верховного бога Амон-Ра так усилилась, что им удалось свергнуть с престола гамсесидов и возвести в фараоны одного из своих — верховного жреца Гергора. Этот царь реставрировал и украшал священные здания. Так же поступали фараоны XXII династии из Нижнего Египта, в особенности Щошонк, завоеватель Палестины и Сирии, чьи подвиги записаны на стенах Карнака. Иудейский пророк Наум отомстил Фивам, когда в 661 году до P. X. Египет был завоеван ассирийцами и когда Карнак был разграблен и лишен почти всех своих богатств, а отчасти разрушен. Эфиопские и нубийские цари, управлявшие в Фивах приблизительно от 712 до 663 года до P. X., старались до ассирийского нашествия продолжать по мере сил архитектурные работы своих могущественных предшественников.

Можно полагать, что некоторый ремонт чудесных карнакских сооружений был произведен во время последнего возрождения египетской власти, при фараонах Псамметих, которые с некоторой неуверенностью господствовали над Верхним Египтом, начиная с дельты, от 660 до 525 года до P. X. Персидские цари и наместники являлись в Фивы в качестве разбойников и варваров, а не национальных государей, старавшихся вернуть славное прошлое Египта. Иначе поступали греческие правители. Александр Великий и Птолемеи, царствовавшие над более счастливым, обновленным и цивилизованным Египтом от 304 до 23 года до P. X. Птолемей II реставрировал разные здания и построил несколько ворот и пилонов. Птолемей П1 соорудил великолепный пропилон. Однако римские цезари мало заботились о Карнаке; а когда Египет оказался во власти Византии, господствующей религией сделалось христианство низменного, фанатичного характера; и, за исключением тех случаев, когда христиане превращали карнакские здания в церкви, считалось похвальным предавать забвению обиталища чужеземных богов и злых духов, превращать их в развалины. Магометанское невежество и фанатизм были для Карнака гораздо хуже византийского христианства, потому что, кроме отвращения и презрения к другим верам, статуям и картинам, варвары-арабы и негры-магометане отличались еще страстью к поиску сокровищ.

Если бы причисленные к богам герои и гордые фараоны Верхнего Египта могли хоть сколько-нибудь сознавать то, что происходит на земле, они должны были бы облегченно вздохнуть, когда Наполеон Бонапарт вторгся в Египет, и таким образом начался тот ряд событий, который повлек за собой оживление интереса и уважения к искусству и религиозным верованиям Древнего Египта.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»