Обряды инициации в Тропической Африке

03.03.2017

Существует целая система обрядов, получивших название инициации (от лат. initiato — «посвящение») и связанных со вступлением юношей и девушек во взрослую жизнь. Инициации подразумевают прохождение каждым членом племени определенных ступеней общественной реализации — возрастных классов. Собственно говоря, это воспитание подрастающего поколения.

Анализируя различные формы инициаций у разных народов, ученые пришли к выводу, что этот обряд был изначально ориентирован на превращение подростков в достойных членов общества. Прежде всего их посвящали в историю своего рода, племени, народа. Затем начиналось обучение практическим навыкам хозяйственной деятельности. Особое внимание уделялось социальному воспитанию. Молодежи преподавали нормы общественного поведения и требовали их неукоснительно выполнять.

Инициации воспитывали чувства уважения и почтения к старшему поколению, учили братству среди членов одного возрастного класса, подчинению молодежи мнению общины. Неизвестно в какой форме, но всем участникам инициаций передавались знания о сексуальной жизни. Это можно было назвать теорией инициаций. В течение нескольких месяцев юноши быстро приобщались к взрослой категории общества и превращались в мужчин, готовых в любую минуту взять на себя огромную ответственность за проведение в жизнь необходимых перемен и за совершение поступков.

Среди физических испытаний самыми распространенными были выбивание или подпиливание зубов, нанесение татуировки, рубцевание, обрезание. Операции проводились вживую, в качестве анестезирующих средств использовались монотонное пение, бой барабанов, окуривание дымом. Не все могли выдержать подобное. Если посвящаемый юноша кричал от боли, для него испытания заканчивались. Повторных ритуалов не проводили.

В самый значимый момент инициаций, момент возрождения, когда обессилевший от страданий человек находился буквально между жизнью и смертью, возникали духи воды, леса, предков, воплотившиеся в знаменитые африканские маски. Каждая исполняла свой танец, а в качестве артистов выступали жрецы и люди, занимавшие в племени особое почетное место. После обряда посвящения в этих масках танцевали те, кто прошел испытания. Чаще всего маски были окрашены в белый цвет, который являлся символом смерти у многих народов Африки.

В основе инициаций лежало представление о том, что подросток, еще не состоявшийся член общества, при проведении этих обрядов принимает символическую смерть — его поглощает дух-предок. Затем он возрождается, но уже как признанный обществом взрослый человек. Обряды инициации у девочек были ориентированы на их подготовку к замужеству и имелись не у всех народов.

Главным же было стремление воспитать сильного, смелого, решительного члена общества, воина. Для этого закаляли и дух, и тело. Воин должен был уметь хладнокровно переносить голод, холод, физические страдания, сдерживать свои эмоции и боль, поэтому существовал целый комплекс физических испытаний, которые необходимо было преодолеть.

Внутри возрастных классов, состоявших из людей, проходивших обряды инициации в одно и то же время, существовали очень близкие отношения, связь, которая сохранялась на всю жизнь.

Но биологический возраст всех участников обычно не совпадал, так как инициации проводились не каждый год.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»