Наскальная живопись народов Тропической Африки

11.05.2015

Одна из особенностей наскального искусства Южной Африки — более разнообразное и более динамичное изображение людей, нежели животных. На фреске из Баруа стадо домашних быков представлено в виде сплошной однообразной массы, впечатление от которой создается изображением отдельных животных, занимающих одну позу. Зато каждый участник сражения, напротив, индивидуален и принимает позу, отличную от других, что свидетельствует о высоком мастерстве художника.

Фреска «Белая дама» является самой знаменитой. Она была найдена в пещере Маак (по имени немецкого геолога, обнаружившего картину) в горах Брандберг. В центре росписей, изображающих множество антилоп и людей, выделяется большая фигура женщины, расписанная белыми, черными и коричневыми красками. В одной руке она держит лук и стрелы, а в другой — какой-то цветок, возможно, лотос. Археологи относят эту фреску к середине 2-го тысячелетия до н. э.

Кроме изображений людей, животных, мифологических существ, в наскальной живописи существует нечто необычное — отдельные изображения и композиции не являются отображением конкретных, реальных предметов. Обычно это круги и овалы неправильной формы, обозначенные точками или широкими мазками разных цветов. Нередко можно выделить рисунки смешанного характера, когда они дополняются деталями другого рода. Известен сложный лабиринт в виде головы антилопы из тройных параллельных линий, закручивающихся спиралью.

В Восточной и Южной Африке существует множество петроглифов — сотни высеченных на камне рисунков. Это, конечно, фигуры животных, но только диких: жирафов, зебр, носорогов, антилоп, слонов и т. д. Среди петроглифов меньше изображений людей, композиционных рисунков. Обычно это сцены охоты, но сделанные скупо — несколько фигур выполняют какие-то действия. Большинство таких изображений находятся на территории Трансвааля. С продвижением на север рисунки становятся более схематичными.

Внутренняя поверхность выбитого на камне рисунка может быть заштрихована параллельными линиями или сеточкой более мелких выбоин. Такие петроглифы выполнены каменными орудиями и относятся к эпохе раннего неолита. Существуют и более поздние высеченные рисунки. Их уже выбивали металлическими орудиями. Известны изображения бушменов, вооруженных луками и стрелами, металлических топоров, а также выделяющиеся фигуры европейцев. Позднейшие петроглифы выполнены в стиле точечной техники.

Интересно, что вместе с точными, пропорциональными изображениями животных существуют символические и фантастические, геометрические и абстрактные фигуры, назначение которых неизвестно. Часто можно встретить единичные высеченные на камне следы конечностей животных и ног человека. В музее Трансвааля находится петроглиф, представляющий двухцветное изображение жирафа. На камне выбиты только силуэт животного и промежутки светлого цвета на шкуре, темные пятна остались нетронутыми. Так художник передал тоновый контраст. В подобной манере выполнена голова зебры из Западного Трансвааля.

Для придания фигурам объема использовался цветовой контраст между обработанной и необработанной поверхностью камня. Так выглядят изображения пьющего воду носорога и антилопы, высеченной на куске диабаза.

К сожалению, традиции наскального искусства остались в прошлом.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»