Наскальная живопись народов Тропической Африки

04.02.2017

Наскальные рисунки обнаружены во всех частях света, но только в Африке они имеют такую широкую зону распространения. Древние африканцы занимались этим видом искусства на огромных территориях от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды.

Во всем мире нет такого скопления наскальной живописи, как в районах Сахары, Восточной и Южной Африки. Изображения чаще всего высечены, выбиты на камне и написаны красками.

Но, как и любой вид творчества, наскальное искусство существовало в течение определенного промежутка времени. Самые первые изображения относятся приблизительно к 8-6-му тысячелетиям до н. э., а последние датируются II веком н. э. Именно по этим памятникам ученые разделили историю развития наскального искусства на 4 больших периода. Хронологические рамки каждого этапа не совпадают: время одного из них может исчисляться тысячелетиями, а другого — веками.

Первый период длился с VIII по VI век до н. э. Его именовали периодом древнего буйвола. Научное название — «эпоха охотников».

Второй период — период домашних быков. Возник в 3-м тысячелетии до н. э. В научной литературе его принято называть «эпохой пастухов».

Третий период начался во 2-м тысячелетии до н. э. Его название — «эпоха лошади».

Четвертый период относится ко II веку н. э. Это эпоха верблюда.

Изображения, подобные наскальным рисункам, найденным в Сахаре, обнаружены в Эфиопии, в горах Каррара и Бати Суллум, а также на территории Южной Африки. В Родезии, в горах Матопо найдены наскальные рисунки, воспроизводящие ритуальные обычаи. Среди них — сцены вызывания дождя, земледельческие обряды, убиение и оплакивание верховного правителя.

Культура Южной Африки — явление самобытное и самостоятельное. Это связано с тем, что бушмены, ее коренные жители, практически не имели никаких связей с народами северной и центральной части континента. Именно поэтому наскальное искусство данного народа обладает некоторыми специфическими чертами.

Наскальное искусство Южной Африки имеет огромное историко-культурное значение и отличается высокой художественностью. Памятники находятся преимущественно в ЮАР, Юго-Западной Африке, Южной Родезии, Ньясаленде. Предполагается, что создателями полихромных фресок, которыми покрыты стены неглубоких пещер в этих местах, являются бушмены. В настоящее время это подвергается сомнению. Точные даты возникновения памятников не установлены.

Первоначально возникли отдельные, не связанные друг с другом изображения силуэтов животных, выполненные в одном цвете. Использовалась в основном желтая охра.

Затем появились массовые сцены и композиции, свидетельствующие о знакомстве с основными принципами композиции, а также двухцветная живопись. И только во II веке н. э. живопись становится полихромной (многоцветной), а композиции усложняются. Четко просматриваются жанровые сюжеты: сцены собирательства, охоты или отдыха (группы мужчин, женщин, детей, сидящих и стоящих у костра, хижин).

На фресках довольно часто изображены существа с телами людей и головами животных (быков, газелей). Анализ показал, что это либо специальная маскировка людей (в сценах охоты на антилоп, когда охотники, чтобы остаться незамеченными, надевали маски этих животных), либо изображения их тотемических предков в образах полулюдей-полуживотных.

Изображения антилоп встречаются практически повсюду.

Главная особенность южноафриканских наскальных памятников — акцент на действии. Все фигуры животных и людей представлены в движении, что проявляется в стремительности и четкости линий и силуэтов.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»