МОАНДА (Moanda). Габон

06.10.2016

30 тыс. чел.

Габон входит в число крупнейших мировых экспортеров марганца, и компания «COMILOG» добывает его с 1960-х годов именно здесь. Руда в основном экспортируется в США, в год набирается до 2 млн т. Промышленными карьерами и определяется облик этого местечка.

А местечку Мунана, по мнению некоторых ученых, мы вообще обязаны жизнью на планете Земля. Гипотеза крайне спорная и вкратце выглядит так: здешнее урановое месторождение Окло 1900 миллионов лет назад представляло собой природный ядерный реактор. Он работал в режиме цепной ядерной реакции на протяжении сотен тысяч лет, и мощность его была в 200 раз меньше, чем у первой в мире Обнинской АЭС. Согласно опять же гипотезе, именно распад радиоактивных элементов снабжал энергией разогревающуюся Землю и «подстегнул» развитие живых существ. Все это пришло в голову французам, которые в 1972 году заинтересовались какими-то отклонениями от нормы в уране, поступившем к ним в атомный реактор из Габона.

Поехали с приборами на место и выяснили, что органическая материя, понимаешь, по мере приближения к Окло характеризуется «более высокой степенью эволюции». И выдали: радиоактивный распад вполне мог оказывать влияние на частоту мутаций одноклеточных, попадавших в эту зону. Что и привело в конечном итоге к появлению предков человека.

Но я бы на вашем месте особо сюда не навострял лыжи. Если, конечно, вы не хотите мутировать и дать собой начало новой цивилизации. А добычу урана в 2000 году здесь свернули по причине истощения рудников (в год обычно добывали по 600 т).

А к югу от Моанды — другой интересный уникум. Это подвесная канатная дорога для вывоза марганцевой руды длиной 76 км. Она самая длинная из всех существующих и проходит над экваториальным лесом на высоте 50 м. Начинается она в Моанде, а заканчивается уже на территории Конго, в поселке Мбинда, где до 1986 года марганец сгружался на железную дорогу, а дальше транспортировался до Пуэнт-Нуара. Потом построили Трансгабонскую магистраль, и надобность в канатке отпала.

Для поддержания в эксплуатации канатной дороги на самой ее середине построили городок Бакумба (Bakoumba). Сейчас здесь можно посетить Музей канатной дороги и Дом ремесленников. А сама бесполезная нынче дорога являет приятный пример грамотно проведенной экологической конверсии. В 1990-1996 годах здесь организовали туристический парк Лекеди (Pare de la Lekedi) общей площадью 14 тыс. га. Он объединяет в себе канатную дорогу, леса и несколько озер. Построили здесь также отель с рестораном, бассейном и теннисными кортами. С такой инфраструктурой и гнилой экваториальный климат не страшен. К имевшимся уже в лесах шимпанзе, буйволам и антилопам добавили страусов. Их специально привезли сюда из Намибии на потеху туристам.

И еще достойный Гиннеса сайт имеется — самый большой в Африке подвесной железный мост Миула (350 м длиной и 30 м высотой). Непередаваемый вид с него открывает ся на безбрежно-сочные леса!

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»