МАТАДИ (Matadi). КОНГО (CONGO-KINSHASA)

27.11.2016

230 тыс. чел.

Центр области Баконго. Назван в честь человека по имени Мбула Матади, поднявшего в конце XVII века бунт против порочной торговли рабами, которую вели местные царьки с португальцами.

И с тех пор, кстати, за все время неспокойной истории Конго только один раз, в 1998 году, Матади был затронут войной. Тогда в город вступили отряды ангольской УНИТА, входившие в большую повстанческую коалицию против режима Кабилы. Продлилось все это месяц, и до сих пор привыкшие к спокойствию горожане вспоминают это как гуманитарную катастрофу. Действительно, все, что было нажито непосильным трудом, в единый миг подверглось разграблению!

Матади находится в самом начале эстуария Конго. Здесь река заканчивает свои прыжки по порогам Ливингстона и солидно, размеренно выруливает к финишу. Здесь сам бог велел построить мощный порт. Его и построили, и он крупнейший во всей Центральной Африке. Гудки судов, суета и крики портовых рабочих, студенты Университета и Высшей школы коммерции... Здесь люди заняты делом, им некогда сбиваться в пацанские стаи и убивать себе подобных. Молодцы!

Ко всему прочему, Матади еще и центр дистрибутивного бизнеса ДРК. Именно сюда на склады поступают все заморские продукты и вещи, чтобы потом разойтись по стране. Поэтому очень популярны сюда шоп-туры челночников из Киншасы (поезд курсирует раз в неделю).

Сам город весьма приятен. Он одноэтажен, виллы утопают в пальмах и заполняют собой холмы, на которых стоит город. В окрестностях множество красных скал, на которые при большом желании можно взойти и также обозреть просторы эстуария реки Конго. Особой популярностью пользуется холм Мон-Курбье (315 м высотой) на юго-восточной окраинё Матади. Где-то в окрестностях есть пещеры, на стенах которых в 1487 году оставил свои ныеказывания патриарх конголезской колонизации Диегу Кан.

Своеобразен в Матади отель «Метрополь» (1930). Он выстроен в стиле восточных замков. Несмотря на внушительный вид, всего две звездочки. Но лучше две звезды в спокойствии, чем пять звезд под обстрелом... Разумеется, нельзя не посетить, будучи в городе, рынок с забавным названием "Мама Мобуту". А в северном пригороде Виви (Vivi) можно зайти в дом-музей Генри Стэнли (за $2). В будущее тут смотрят с оптимизмом и ждут инвестиций для строительства современного туристического комплекса.

Гордостью Матади является так называемый Маршальский мост (Pont Marechal) через Конго. Он вообще единственный на этой великой африканской реке. К тому же это самый протяженный совмещенный мост в мире (722 м, параллельно идущие автомобильная и железнодорожная колея). Рекорд сотворили в 1983 году японцы. Мост обеспечивает бесперебойность сообщения Матади с атлантическим побережьем ДРК. В прилегающем к мосту районе идет оживленное жилищное строительство. А за мостом, на правом берегу Конго, тоже, кстати, городская территория. Но район этот слабо развит, там из важных объектов разве что аэропорт.

Кроме Конго, в Матади есть еще река Лунда. Она впадает в Конго и служит границей ДРК и Анголы. Развита промышленность (в основном деревообработка и химия), особую отрасль составляет рыболовство (в том числе вылавливаемые в реке креветки сорта косса-косса).

Окрестности:

Инга (Inga) —женское имя стало синонимом успешного освоения богатого энергетического потенциала Конго. Идея построить здесь электростанцию возникла еще у бельгийцев в 1885 году, но они со своей неспешностью откровенно проваландались. Реализовал же мечты Мобуту в 1974— 1976 гг., построив энергетический дуэт Инга I и Инга II. На сооружение мощнейшей дамбы Африки (135x15 м) было истрачено 250 тыс. т динамита, был образован искусственный водопад высотой 50 м. Труды даром не пропали — обе «Ингочки» умудряются энергетически подпитывать и Киншасу с Матади, и даже далекую область Катанга (мощность первой — 2,4 млрд кВт/ч, а второй — 9,6 млрд кВт/ч). В этом смысле поставлен мировой рекорд: Матади и Катангу соединяет 1700 км высоковольтной линии. Существует проект сооружения ГЭС «Инга-Ш» — и африканские боги любят троицу. Но пока из-за сложного экономического положения придется обождать;

Мпозо (M'pozo) — по узкому и невысокому ущелью течет одноименная река, а через нее перекинуты железнодорожный и автомобильный мосты, неподалеку работает ГЭС. Местность очень красива и холмиста, на одном из склонов высится монумент жертвам строительства трассы Киншаса-Матади (бельгийцы не отличались особой гуманностью к работавшим здесь невольникам-конголезцам).

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»