Ливийская свадьба

07.02.2017

Свадьба в Ливии — грандиозное событие, затрагивающее не только представителей 2 семейств, но и множество людей, порой даже не знакомых с виновниками торжества и их родственниками.

Обычно прохожие или соседи узнают о предстоящей свадьбе только тогда, когда замечают гетун — свадебный шатер, который возводят в доме жениха. Если его родители являются состоятельными людьми, а все семейство проживает в собственном доме, его сооружают во внутреннем дворе. Семьи, живущие в современных многоэтажках, выносят гетун на оживленный перекресток. Так в празднике принимают участие не только близкие родственники, но и соседи, просто незнакомые люди. Он принимает такой широкий размах, что в его проведении оказываются задействованы жители всего квартала, а автомобильное движение по дорогам приостанавливается на несколько дней.

Свадьба — это длительная и отточенная веками церемония. Начинается она с того дня, когда в доме жениха собираются уважаемые близкие родственницы. Одеты они по этому случаю в свои лучшие наряды, сочетающиеся с дорогими украшениями. Женщины во главе с матерью жениха садятся в машины и отбывают в дом невесты, чтобы от его лица предложить ей руку и сердце. Происходит встреча прибывших с женской половиной дома невесты. Родственницы невесты приготавливают для них чай, кофе, сладости и минеральную воду. Название ритуала — хытба (по-русски — смотрины). Пока женщины мило беседуют, невеста хозяйничает за столом. Ее задача — понравиться будущей свекрови, поэтому она должна быть обаятельной, милой, радушной и гостеприимной, а самое главное — во всем уступать старшим женщинам.

В этот день женщины назначают дату встречи мужской половины обоих домов, которые на своем собрании решают вопросы материального характера. В первую очередь обсуждается размер махара — калыма. К своей свадьбе каждый мужчина-мусульманин готовится в течение многих лет, поэтому обычно сбережения приготовлены заранее. Мужчины определяют размеры совместных свадебных расходов, решают, где будет жить молодая семья и какой должна быть обстановка в их доме. На этом собрании также назначается помолвка и определяется дата начала свадебных торжеств.

Помолвку (байан) проводят в доме невесты. Женское общество со стороны жениха (только теперь более многочисленное) снова появляется в доме невесты. Они привозят с собой несколько корзин с подарками. В этом качестве могут быть использованы сладости, парфюмерия, украшения и одежда, причем среди подарков обязательно должно быть хотя бы 1 изделие из золота и платье для невесты. Невеста примеряет платье и в присутствии уважаемых женщин объявляет о своем согласии. Чуть позже составляется акадкаран — документ, свидетельствующий о случившемся событии. Он подписывается обеими сторонами. Между байаном и непосредственно бракосочетанием (дахла) проходит месяц или год — это зависит от выполнения родственниками жениха условий, которые обсуждались при хытбе.

Бракосочетание проводится вечером в четверг или воскресенье. Но за 1 неделю до этого торжества начинается активная подготовка. Каждый день имеет название и строгое предназначение.

По законам ислама до свадьбы молодые не должны видеться, поэтому жених к каждому мусульманскому празднику присылает невесте подарки. Практически молодые люди часто встречаются, посещают магазины и своих друзей, но их встречи происходят на людях. Посещение кинотеатра, например, невозможно по прозрачным причинам. Ливийцы стараются точно следовать своим обычаям, а современная молодежь в большинстве своем уважает народные и семейные традиции.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»