Культура Ифе

02.01.2017

Средневековый Ифе — уникальный центр африканского народного творчества, появившийся в XII веке на территории Юго-Западного Судана, где проживали представители многомиллионного народа йоруба. Она была логическим продолжением культуры Нок. Здесь существовали большие города, которые еще в XIX веке поражали европейцев особенностью планировки. Жилые кварталы состояли из множества домов, внутри которых располагались небольшие дворики и встроенные бассейны. Такая архитектура вызывала ассоциации со знаменитыми римскими сооружениями.

Йоруба, в отличие от других народов Африки, имели развитую систему раннегосударственного построения общества.

До наших дней у них сохранился сложный пантеон богов, что свидетельствует о высоком уровне развития социальной жизни. В XII-XIV веках культура Ифе достигла небывалых высот.

Начатые в 30-х годах прошлого века раскопки древнего города Ифе сразу же ознаменовались обнаружением уникальных памятников культуры и позволили назвать его «черными Афинами». Знаменитые терракотовые головы — одно из величайших достижений искусства народов мира.

У йоруба такие головы являлись украшением алтарей, использовались во время проведения ритуалов жертвоприношений и воплощали, скорее всего, предков-правителей.

Средневековые скульпторы Ифе в своих работах пытались выделить объемность предмета, создавая памятники в реалистических, неповторимых формах. Как и для всех настоящих художников, для них был характерен творческий подход к искусству, выразившийся в поиске гармонии между формой и содержанием. Стремление к созданию образов идеальной красоты не отрицало, а, напротив, требовало воспроизведения особенностей конкретного человеческого облика, отличающегося внешним обаянием или прелестью. Нередко они являлись настоящими портретами реальных людей.

Сохранились и царские портреты, на которых изображены женская и мужская головы. Обе они украшены жемчужными диадемами, обе обладают удлиненными овалами лица — классической особенностью искусства Ифе.

Бронзовые головы богов и правителей древнего Ифе отличались монументальностью. Известны скульптуры бога моря Олокуна и бронзовая голова, изображающая царя Обалуфона. В них органично сочетаются большие объемные формы с пластической моделировкой и графической обработкой поверхности скульптуры в виде различных орнаментов.

Такая техника использовалась для нанесения прически, усов, татуировки, ритуальной раскраски. Закреплялись определенные детали, являющиеся особенностями лица, и различные украшения с помощью особых дырочек круглой формы. Каждая скульптура имела индивидуальные черты.

Среди шедевров бронзовой скульптуры Ифе — фигура (около 50 см высотой) обожествленного царя, изображающая первопредка правящей династии в коронационной одежде. Интересно, что и одеяние, и символы власти у народа остались прежними. Впечатление визуального эстетического совершенства представителя царствующего рода возникает за счет торжественности скульптурной позы, динамического воспроизведения контура фигуры и великолепно выполненных графических украшений. Тело и руки у фигуры маленькие, ноги толстые и короткие, а голова составляет не 1/7 часть туловища (правильная пропорция), а 1/4.

Знаменита и фигура писца из Тада, выполненная в бронзе, которую искусствоведы сопоставляют с памятниками скульптуры Древней Греции. Существует множество фигурок животных, отличающихся подчеркнутым реализмом.

Известна терракотовая голова выпуклой, грубоватой, объемной формы, технику выполнения которой переняли мастера другой культуры — Бенина.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»