Художники жизни

17.03.2017

На территории, где проходят границы Кении, Судана и Эфиопии, в горных районах живет народ сурма, изолирующийся от цивилизации и пытающийся отстоять автономность своего существования. Мужчины племени после окончания сезона дождей организуют палочные бои. Перед этим они по существующей с давних времен традиции расписывают свое тело. О том, что означают используемые ими извилистые линии и круги, сурма хранят гордое молчание.

В раскраске применяют три цвета: коричневый, белый и оранжево-красный. Белый цвет создается с помощью толченого мела.

Его разводят водой в любой емкости, погружаются в нее, затем дают телу высохнуть естественным образом. После этого рисуют узоры на теле, удаляя засохший мел влажными пальцами.

Оранжево-красный цвет (охра) — праздничный. Ее обычно экономят, используя преимущественно для детей и женщин. Она предназначена для нанесения ярких точек и выделения контуров создаваемых узоров. Колоритность, насыщенность, сочность пятен охры создаются в результате добавления в краску животного жира или масла. Так фоновый цвет (белый) переплетается с оттеночным (цветом охры) и естественным цветом кожи (коричневым). Никаких природных и искусственных зеркал у этого народа нет, поэтому узоры люди наносят друг другу.

Основной рисунок — волнистые линии, идущие параллельно от плеч и шеи приблизительно до коленей, — наносят вертикально. Иногда такой узор дополняют множеством точек, прямых линий, свободных рисунков или орнаментов на плечах и груди. Волнистые линии отличаются четкостью и плавностью: правая часть узора всегда симметрична левой. Не пользуются популярностью ломаные линии и острые углы. Особенно тщательно расписывают лицо, стараясь правильно располагать симметричные линии.

Лица мужчин украшаются волнистыми линиями, проведенными ото лба к глазницам, носу, далее огибающими рот, скулы и спускающимися к подбородку. Лица юных девушек и детей окрашивают по-другому. Обычно это белый круг, повторяющий овал лица, с белыми же и оранжевыми точками внутри или белый круг с лучами, направленными от центра к овалу. На детей и женщин сурма не жалеют оранжевой краски и расписывают их очень живописно.

У сурма существует обычай, который вызывает неподдельное изумление у европейцев своей необычностью. Речь идет о женщинах этого племени, которые носят губные дощечки. Данный обычай сохраняется и у других племен, соседей сурма.

По достижении девушкой брачного возраста родители или местный знахарь прокалывают и прорезают ее нижнюю губу и в образовавшееся отверстие помещают маленькую, хорошо обработанную пластинку из обожженной глины или деревянную дощечку. После заживления раны и незначительного растяжения губы старую пластину извлекают и заменяют новой, большего размера. Процесс замены пластин повторяется в течение длительного времени. Величина такой пластинки может достигать 20 см и более.

По каким причинам осуществляется замена и что лежит в основе этого обычая, неизвестно. Есть мнение, что во времена работорговли женщины намеренно наносили себе разного рода увечья, чтобы обезобразить себя и не привлекать внимания работорговцев,

Вторая версия предполагает использование пластин в качестве защиты от посягательств злых духов, порчи или сглаза. Согласно верованиям сурма, злой дух может завладеть человеком, проникнув в него через рот. Поэтому при посторонних людях дощечка всегда находится на нужном месте, а среди членов семьи вынимается. Если женщину заставал врасплох чужой человек, она обязана была прикрыть рот рукой или листом пальмы.

В настоящее время пластинки или дощечки воспринимаются как символ социального статуса семьи и размера выкупа, который предполагается получить от жениха этой девушки. Крупные пластинки оцениваются в 50 голов крупного рогатого скота. Таким образом, величина дощечки зависит от амбиций семьи, к которой принадлежит девушка.

Сейчас уже невозможно точно установить значение этого обычая, но в том его и сила: принято так — и все!

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»