ХРАМ НЕБА В ПЕКИНЕ

16.11.2016

Храм Неба сам по себе является замечательным зданием, но по западным понятиям он еще замечательнее благодаря тому факту, что связан с претензией человека на божественность. Китайский император не считал себя императором Божьей милостью, а считал себя божеством и потому императором.

В китайской религии существует троебожие — Небо, Земля и Человек,— и император представлял собой это третье божество. «Императору,— говорит один известный исследователь китайского быта,— принадлежит власть, ограниченная только терпением народа; он предмет глубокого благоговения и поклонения своих подданных и властелин всякой жизни в подлунном мире. Имея божественную власть, он считает себя выше всех других богов и считает себя вправе жаловать божествам почетные титулы и повышать их в священной иерархии. Он один имеет право поклоняться лазурному небу и во время зимнего солнцестояния совершает этот обряд после старательного приготовления и с торжественными церемониями.

Храм Неба, где совершается эта религиозная церемония, лежит в южной части города Пекина и состоит из тройной круглой террасы в двести десять футов ширины у основания и девяносто футов ширины на вершине. Мраморные плиты, образующие пол самой верхней террасы, расположены девятью концентрическими кругами. На центральной плите, представляющей собой цельный круг, император становится на колени, обратившись лицом к северу, отражает в молитве и в своей позе, что он подчинен Небу и только одному Небу. Кругом него на полу расположены девять кругов по числу Небес, состоящих из девяти плит, затем из восемнадцати, затем из двадцати семи и так далее в последовательном порядке кратных чисел девяти, пока не будет достигнут квадрат девяти, любимое число китайской философии, в последнем круге, состоящем из восьмидесяти одной плиты.

Вечером, накануне зимнего солнцестояния, император отправляется в карете, запряженной слонами, к таинственным пределам храма и, воскурив фимиам Высшему Существу Шангти и своим предкам, удаляется в залу искупительного поста. Здесь он остается до 5 часов 45 минут утра, когда, облаченный в жертвенные одежды, поднимается на вторую террасу. Это служит сигналом для сожжения жертвы, состоящей из бычка двухлетнего возраста и без пороков. После этого воззвания к Высшему Существу император взбирается на самую верхнюю террасу и кадит фимиамом перед священной ракой и перед ракой своих предков.В то же самое время, опустившись три раза на колени и сделав девять земных поклонов, он приносит в жертву связки шелка, нефритовые чашки и другие дары. После этого сопровождающий его жрец читает молитву. Перед окончанием жертвенной службы совершается еще один торжественный обряд. В то время как император продолжает стоять на коленях, священнослужители, назначенные для этой цели, подносят ему «плоть счастья» и «чашу счастья». Совершив три земных поклона перед священными эмблемами, он принимает их с торжественным и благоговейным видом. Посредством этой торжественной жертвы император принимает на себя обязанности наместника Неба и с общего согласия признается равным Небу и Земле и представителем Человека, третьего члена троебожия, две других силы которого представлены другими лицами».

Храм Неба стоит на открытом месте около одной квадратной мили протяжением и обнесен тройной оградой, за которой держат предназначенных для жертвоприношения животных. К югу от него расположено священное здание, состоящее из террас, на вершине которого под открытым небом находится алтарь. Северное здание, более походящее на храм, снабжено крышей, но не обнесено стенами. Главную крышу поддерживают четыре колонны, а две нижние крыши, окружающие ее, двадцать четыре колонны меньшей высоты. Здания богато украшены позолотой и резьбой.

Правительство Тульской области
Министерство культуры и туризма Тульской области
ГАУ ТО «Центр информационных технологий»